25 июн. 2015 г.

Отзыв о походе: "Водопады и Вершины" 18-21.04.15г.

Автор: Евгений, 25 лет, г. Рогачев, Республика Беларусь
Всё-таки такие отчеты нужно писать по свежим следам, а не когда ты недавно пришёл с работы, моешь посуду, а потом возвращаешься к чтению книги Олега Куваева "Территория". Ощущения немного остыли, а трезвые рациональные описания в таких случаях не всегда хороши. Ну да ладно.

Итак, апрель, Карпаты, Западная Украина. Начиная с января сего года шило у меня в одном месте не давало покоя, поэтому и выбрали даты похода начиная с середины апреля. Погода в начале месяца даже в Минске была многообещающей, солнце, тихий ветерок, даже прошёлся несколько раз только в майке. Правда прохожие почему-то смотрели. Может на мои шикарные бицепсы, кто их знает.
Да и к дате отъезда всё было неплохо. В результате собралось трое смельчаков. Я, Женя, который уже ездил в Карпаты в прошлом году, и Дима, для которого горы были в новинку.
На вокзале нас встретил Саша, как и в прошлый раз, не совсем довольный, что мы опоздали ко времени сбора.
Еще час-два увлекательных переездов, и вот, наконец, место старта.
Широченная река, бурный поток воды, врезающийся в камни. Зрелище завораживало. Уже в такие моменты хочется просто часами наблюдать за нескончаемым потоком и изредка кушать тушенку с кашей.

Однако судьба распорядилась иначе (под судьбой я имею ввиду конечно нашего проводника Сашу). Потрапезничали, сделали групповое фото на память, и начали выдвигаться в путь.
А первый снежок не дремал, и начал атаковать нас малюсенькими снежинками. Ну что же, снежок так снежок, не май месяц.
Маршрут первого дня пролегал через деревню по петляющей дороге. Вдоль бурной речки, ручьев, деревянных мостиков и деревенских домов. Снег быстро закончился и опять выглянуло солнце.

А мы тем временем подошли к водопаду.
Начали спускаться к ущелью, предусмотрительно спрятав в кустах рюкзаки. Первая радиалка, ага!
Водопад, даже целых два, представляли собою удивительное зрелище. Особенно для нас, так никогда не видевших их вживую.
Женя конечно же на радостях скинул ботинки и стал шлёпать по ледяной водичке.

Широкое ущелье с каменными породами по бокам, тьма мелких камешков, и два водопада. Бухтивецкие водопады высотой 7 и 10 метров соответственно.
Но лучше всего за меня скажут фотографии. Хотя чего это я, какие фотографии, всё нужно увидеть своими глазами непременно.
А вот это же ущелье, когда мы вернулись вверх за рюкзаками.

Немного выше водопада была наша первая ночевка. Но предварительно мы построили мост через ручей. Вообще, этот поход отметился в памяти в том числе и строительством мостов. Ручьи местами были достаточно широкие, и перешагнув его по камням не всегда представлялось возможным. Поэтому мы брали самые большие булыжники (которые были в состоянии поднять конечно) и бросали что есть молодецкой удали на середину реки.

Уже в сумерках поставили палатки, опять же нас ждал вкуснейший ужин. К слову, вся трапеза в походе восхитительна. Ребята почему то отказывались от второй или третьей порции, и мне приходилось доедать всё остальное. Не, ну а чё!

Спалось в палатке на удивление тепло и комфортно. Конечно, тёплый спальник и уютное термобелье всё решали, но не только они были виновниками удобства. А еще и то спокойствие, монотонный шум ручья и всё остальное, что дарит нам природа.

День 2
Проснувшись раньше всех, выглянул из палатки. А вокруг всё было усыпано снегом. Не долго думая, решил запечатлить этот момент. Вдруг ребята проснуться, а снега уже не будет, а я буду единственным свидетелем этого. Ахахаха! Как бы не так.

Поспав еще пару часиков, вновь проснулся и оглядел местность. Да, снега не было. Сделал легкую зарядку, ведь нужно же как-то согреться. Евгений присоединился к моему физкультурному порыву.

После завтрака повалил снег хлопьями, который явно поставил перед собою цель засыпать всё вокруг.

Но когда рюкзаки и палатки были собраны, как по волшебству, всё мигом растаяло, и вот нас уже окружала золотая осень.

Но чудесная поэтическая пора года длилась недолго, и когда мы поднимались вверх к перевалу, опять пошёл снег. Я бы даже сказал - повалил. Местами он превращался в неплохую такую метелицу.

По рассказам Саши, когда хорошая погода, на перевале всегда можно сделать привал и насладиться Украинскими Карпатами и покушать конечно же. Но это был не наш случай.

На подходе к селу Манява открылся вот такой любопытный вид. Карпаты во всей своей зимней красе.
А вот в самом селе началась настоящая весна. Вновь выглянуло солнце и побежали ручейки. По дороге зашли в Манявский скит - православный монастырь в селе Манява, основанный в 1611 году.

Несколько часов пути - и вот кульминация среди водопадов - Манявский водопад, высотою 18 метров. Волшебство. И ощущение, что этот бурный поток воды - вечен, и что он был здесь всегда и будет всегда. А мы лишь пришли поглазеть на это чудо и скоро опять растворимся.

Палатку опять ставили в сумерках, что ко второму дню даже стало привычным. Снежок к вечеру также стал нашим постоянным спутником, который как бы говорил: ну как дела, пацаны?
А пацаны грели руки кружкой с чаем и миской с ужином.
По моим ощущениям эта ночь была еще спокойнее чем предыдущая. Редко получается так быстро проваливаться в сон, моментально расслабляясь.

День 3
С утра собрали рюкзак и обсудили план действий. Ожидал перевал, который по количеству снега на нем и расскажет нам, стоит ли идти дальше покорять Горганы. Либо облегчить маршрут и делать радиалки. Но увы, как оказалось далее, мы выбрали третий путь.
Постепенно набирая высоту, количество снега стало набирать обороты. Вначале это были небольшие кучки снега, только и норовящие расстаять. Потом снега, желающего превратиться в своё другое агрегатное состояние становилось всё больше. А потом и вовсе встретились со снегом, который и не начинал то таять еще в этом году.

На радостях слепили снеговика. Куда уж без него. Ритуал, ставший уже традицией в Карпатах.

Снег, лежавший еще с зимы, оказался не так прост. Поэтому время от времени проваливались в снег по всю длину ноги. Необычно. Скорость соответственно снизилась до минимальной.
А тем временем распогодилось и опять выглянуло солнце, задорно осветив нас и сверкающий снег.

Снег, вероятно, замёл указатель на дереве, но Саша не растерялся, доверился своему чутью и повёл нас по нужной тропе.
Немного спустившись, остановились на обед.
Обедали в местах сражений бойцов УПА против НКВД. Про это свидетельствовал памятный знак и небольшая каплица.
Отдохнув, пообедав, и немного подмерзнув, вновь вышли на маршрут. Охота согреться.

Тропа то превращалась в отличную плотную грунтовую дорогу, то была сплошь усыпана камнями, то просто была огромной грязевой лужей. И так эти состояния чередовались между собой.

И вот начался затяжной крутой подъем, состояние которого усугубляли осенние листья, щедро рассыпанные по дороге. Если неуверенно сделать шаг, то листва превращается в мини-скейт, и катит тебя вниз. А ты конечно же этого не хочешь. Но листва листвой, но вскоре началась настоящая метель. Которую в Беларуси встретить - огромная редкость. Видимость сразу ограничилась, впереди и сзади на несколько метров - сплошной туман. И колючий ветер также с былой удалью делал своё колючее дело. Несколько неловких падениях на скользкой смеси снега, листьев и сучьев. Спуск длился еще какое-то время, но потом климат успокоился и падал лишь легкий снежок. А потом и вовсе перестал. В это время конечно было не до фотографий, поэтому ненастную погоду запечатлеть не удалось.

Далее наш путь пролегал вдоль рек и ручьев. Причем форсировать ручьи довелось не раз и не два раза, а гораздо больше. А моя левая нога всё еще помнила ее тщательное зачерпывание ледяной воды во второй день. Высохнуть ботинку так и не удалось.

Лайфхак от Саши: хотите, чтобы ваши ноги оставались сухими (ну или что-то вроде того) после перехода ручьев - одевайте гамаши. Они помогают не только в непогоду от осадков сверху, но и не дают воде проникать в ботинок. Если конечно двигаться достаточно быстро.
Снег совсем прекратился, и нашим глазам открылась картина из сказок про Морозко.

Хотелось просто замереть и безмолвно наблюдать, но мокрые конечности давали о себе знать, намекали, что чем больше двигаться, тем теплее будет.

Казалось, уже всё, снегопад закончился, и впереди нас ждет только светлое будущее. Но снег решил сыграть с нами в игру и снова повалил что есть сил. Обходя одно из сёл мы уткнулись в реку, перейти которую крупно не замочившись не представлялось возможным.
Было решено идти сквозь деревню. Дорога через которую превратилась в сплошную грязевую жижу. Обсудив перспективы так никуда и не попасть ввиду снегопада, было решено закончить поход, как бы грустно это не звучало. Да я до сих пор грущу, пацаны.
Однако закончить – легко сказать. Насквозь мокрые, всё в грязи со снегом. Решили попросить ночлега в селе. Но Западная Украина это вам не Приднепровское Полесье в Беларуси. Саша пошёл общаться с местными. Они удостоверились, что мы не сепаратисты, пустили нас ночевать. Один из них провёл на мне тест по белорусскому языку, спросив перевод пары слов. Уяснив, что я не шпион, он вроде успокоился.

А вообще, когда еще вам удастся заночевать вот так в украинском селе? Отличаются всё же от наших белорусских деревень. Тихая спокойная ночь. Причем для меня одна из самых холодных ночей, в палатке на морозе было всё же теплее.
Вот поход и завершился. Всего небольшие 3-4 дня, однако, по ощущением казалось, что гораздо больше, и за день проживали двое или порою даже трое суток. И конечно же это того стоит. Не спать, мёрзнуть, недоедать (вот тут шучу, голодными точно не были), открывать в себе что-то, чего не замечал раньше. И хорошее и плохое. Самое подходящее время, чтобы разобраться в себе. И конечно же заболеть походами. Маленькими, большими, тяжелыми, лёгкими, неважно.